Новости

Вчера
5 декабря, понедельник
3 декабря, суббота
2 декабря, пятница
1

Календарь

Декабрь
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
2016
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31

ПОРТАЛ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ

Совещание о мерах по развитию отечественного станкостроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса

Обсуждались вопросы технического перевооружения организаций оборонной промышленности, развития и консолидации отечественного станкостроения, инструменты государственной промышленной политики в области модернизации машиностроения.

Вступительное слово Дмитрия Медведева на совещании

Посещение Государственного инжинирингового центра университета «СТАНКИН»

Брифинг Дениса Мантурова по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Наше совещание, как нетрудно догадаться, посвящено развитию станкостроения – безусловно, важнейшей отрасли реального сектора нашей экономики. Сам по себе машиностроительный комплекс всегда формировал серьёзный заказ на сырьё и материалы в смежных секторах промышленности, стимулировал спрос на новую, наукоёмкую продукцию, современную технику и, конечно, обеспечивал работой предприятия в самых разных местах нашей страны.

Кстати сказать, по итогам 2012 года объём потребления всех видов станочного оборудования вырос на 13% по сравнению с 2011 годом и достиг уже определённых величин. Не могу сказать, что они фантастические – это порядка 3 млрд долларов, – но это всё-таки деньги уже.

Однако в целом положение в станкостроении далеко не блестящее. По объёмам производства металлообрабатывающего оборудования мы занимаем место в третьем десятке стран. Лидеры тоже известны – это Германия, Япония и Китай теперь. Удельный вес станкостроительной отрасли в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет 0,03%. Для справки: в Китае это почти 1%, в Японии и Германии цифры близки к 1% ВВП – разница почти в 100 раз.

Д.Медведев: «По итогам 2012 года объём потребления всех видов станочного оборудования вырос на 13% по сравнению с 2011 годом».

Участники совещания

  • PDF

    96Kb

    Участники совещания

Доля станков с числовым программным управлением составляет лишь около 10%. Известно, что наш российский рынок сильно зависит от импорта: по данным экспертов, на уровне 90%. Ситуацию нужно переломить. И то, что мы встретились в «Станкине»… Я сейчас посмотрел их центр – хороший, безусловно, и производит впечатление. Но для того чтобы это сделать, нам предстоит приложить довольно существенные усилия, в том числе ускоренно модернизировать предприятия оборонно-промышленного комплекса, увеличивая поставки в Вооружённые Силы современной и высокотехнологичной техники. Не буду пугать всех цифрами возраста оборудования, вы и сами отлично знаете, какие они в ВПК: в среднем всё живет уже более 20 лет.

В ближайшее время, в период с 2015 по 2017 год, оборонному комплексу дополнительно потребуется, по оценкам экспертов, металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, других станков на сумму около 100 млрд рублей в год. Собственно, 100 млрд в год – это то, о чём я сказал, те самые 3 млрд долларов, которые в настоящий момент мы имеем.

Д.Медведев: «В отрасли есть хорошие заделы для технологического прорыва. Безусловно, это кадровый потенциал и научные разработки».

В отрасли есть хорошие заделы для технологического прорыва. Безусловно, это кадровый потенциал (это самое существенное, что у нас есть) и научные разработки вроде тех, что я только что смотрел (лабораторный комплекс «Полигон – опытное производство» инжинирингового центра «Станкина»). Есть и другие площадки, конечно. И этот задел нам необходимо конвертировать уже в реальные достижения, чтобы наши машиностроители могли наладить выпуск современной техники, которая отвечает мировым требованиям.

Совещание о мерах по развитию отечественного станкостроения в целях модернизации военно-промышленного комплекса

Я ещё несколько актуальных позиций обозначу, потом послушаю то, что предложите вы, коллеги. Во-первых, нам нужно концентрировать средства в рамках различных программ, в том числе в рамках ФЦП «Национальная технологическая база», по которой уже, кстати, здесь сделано немало. Это действительно производит впечатление на тех направлениях, которые принято называть прорывными, – направлениях НИР, на инвестиционных проектах, на наиболее перспективных технологиях.

Второе. Нам нужно расширить список станкоинструментальной продукции, по которому действует специальный порядок закупок. Я хотел бы понять ваше мнение по этому поводу, потому что это, конечно, всегда палка о двух концах. Но я имею в виду приоритетное приобретение отечественных товаров предприятиями оборонно-промышленного комплекса, конечно, при условии, что они не уступают заграничным аналогам по цене и качеству. Это вопрос экспертной оценки. И, конечно, обеспечить эффективность исполнения этого решения. Я напомню, что у нас действует специальное постановление, принятое ещё в 2011 году, об установлении запретов и ограничении на допуск товаров, происходящих из иностранного государства, в рамках размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны.

Д.Медведев: «Необходимы постоянный технологический аудит оборудования, технических решений, которые закупаются для задач оборонно-промышленного комплекса, и оптимизация порядка поставок станкоинструментальной техники».

Ну и третье, что необходимо точно, – это постоянный технологический аудит оборудования, технических решений, которые закупаются для задач оборонно-промышленного комплекса, и оптимизация порядка поставок станкоинструментальной техники. Тем более что, как мне сейчас довольно показательно объяснили, значительная часть оборудования, которое мы получаем по импорту, работает таким образом, что мы в полной мере зависим от решений, которые принимаются в других странах, вплоть до включения самого станка. Если всё это происходит через глобальную сеть, то всем понятно: в любой момент этот краник можно завернуть. И это, конечно, вопрос нашей технологической независимости. Вот что мне хотелось бы сказать вначале.

<…>

* * *

Перед совещанием, состоявшемся в Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН», Дмитрий Медведев посетил Государственный инжиниринговый центр университета

Главе Правительства показали ряд станков зарубежного и отечественного производства, а также изготовленные на них детали. В присутствии премьера роботизированная установка разрезала часть стальной трубы.

Дмитрий Медведев осмотрел также комплекс по изучению роботизированного производства. Здесь обучаются как студенты самого «СТАНКИНа», так и школьники старших классов, которых ориентируют на дальнейшее получение инженерного образования.

Контекст

Премьер посетил лабораторию технологий безлюдного производства, где ему продемонстрировали линейку российских роботов, созданных совместно с «АВТОВАЗом», которые сейчас используются при производстве автомобилей.

Среди других разработок, с которыми ознакомился глава Правительства, – уникальная система числового программного управления, которая обеспечивает работу робота по определённой программе, а также 3D-ядро. Дмитрию Медведеву рассказали, что российским учёным удалось создать 3D-ядро в кратчайшие сроки – в течение двух лет. Сейчас в мире насчитывается не более 10 аналогичных программных систем.

В заключение премьер осмотрел конвейер, способный работать в отсутствие человека в течение нескольких суток, и центр гидроабразивной обработки, где под давлением до 6 тыс. атмосфер можно разрезать крупные и прочные детали.

* * *

По окончании совещания Министр промышленности и торговли Денис Мантуров ответил на вопросы журналистов

Стенограмма:

Вопрос: Какие предложения Минпромторг сделал главе Правительства?

Д.Мантуров: Предложения, которые касаются развития нашей станкоинструментальной промышленности, в первую очередь предполагают внесение изменений в 56-е постановление Правительства, которое вышло в 2011 году. Выпуск этого постановления дал нашим станкостроительным предприятиям  дополнительный стимул к поставкам своей продукции заказчикам из других отраслей промышленности. Но на тот момент, когда принималось это решение, станкостроительные предприятия, к сожалению, не производили ряд номенклатуры. Поэтому мы вышли с предложением внести соответствующие изменения в части расширения перечня продукции, аналоги которой производятся в России, если это касается государственных закупок или, точнее, капитальных затрат за счёт государственных бюджетных средств, – не закупать за рубежом, а закупать соответствующую продукцию российского производителя, которая производится в России. Поэтому начиная уже с этого года мы завершаем первый этап реализации программы развития станкоинструментальной промышленности. Мы разработали достаточно широкий спектр продукции, которая сейчас уже запускается в серию, поэтому предприятия рассчитывают на заказы от промышленных объединений, оборонно-промышленного комплекса в частности, в рамках модернизации предприятий.

Д.Мантуров: «Основным лейтмотивом, основной такой динамикой для наших предприятий является существующая целевая программа по разработке новых образцов станкоинструментальной продукции, последующее их внедрение за счёт консолидированного государственного заказа».

Вопрос: У ОПК, как и было сказано, уже достаточно изношенный парк станков. Не планируется ли ввести в этой части некую утилизационную программу?

Д.Мантуров: Нет. Утилизационные программы мы, конечно, можем по всем отраслям вводить, но я думаю, что это не самая действенная мера в этой части. Я считаю, основным лейтмотивом, основной такой динамикой для наших предприятий является существующая целевая программа по разработке новых образцов станкоинструментальной продукции, последующее их внедрение за счёт консолидированного государственного заказа. Такой заказ формируется в рамках нескольких федеральных целевых программ, в первую очередь, это, конечно же, ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса, в рамках которой предполагается такая масштабная закупка станкостроительной продукции. Мы, конечно же, рассчитываем на то, что с учётом ограничений ввоза импортной продукции (а такие условия не противоречат правилам ВТО, поскольку это касается государственного сектора) это даст дополнительный стимул для наших станкостроительных предприятий.

Если говорить о сценарии без каких-то дополнительных мер государственного стимулирования, то минимально 150–200 млрд рублей до 2020 года – это заказ для наших предприятий, то есть это обеспечит рост как минимум по 30–35% в год для российской станкоинструментальной промышленности. Это достаточно серьёзный рост, но мы ставим перед собой более амбициозные цели и задачи. Поэтому мы рассматриваем возможность создания совместных предприятий, развития собственных мощностей под новые проекты как через Государственный инжиниринговый центр «Станкина» (где мы с вами находимся), так и через системный интегратор, который создан был не так давно «Ростехнологиями» на базе дочерних компаний «Оборонпрома», который предполагает консолидацию заказов для предприятий «Ростехнологий» при осуществлении проектов модернизации. Поэтому я думаю, что те меры, которые есть сегодня, плюс те корпоративные решения, которые будут приниматься, дадут ещё и дополнительный стимул к закупкам нашей станкостроительной продукции, которая сегодня выходит на конкурентный мировой уровень.

Д.Мантуров: Минимально 150–200 млрд рублей до 2020 года – это заказ для наших предприятий, то есть это обеспечит рост как минимум по 30–35% в год для российской станкоинструментальной промышленности. Это достаточно серьёзный рост, но мы ставим перед собой более амбициозные цели и задачи.

Вопрос: Хотелось бы уточнить: объём заказов до 2020 года, который обеспечит до 35% роста, – это объём заказов только от предприятий ОПК или вообще объём заказов от российской промышленности?

Д.Мантуров: Я говорю о заказах со стороны российской промышленности в целом. Если мы говорим про предприятия ОПК, то посчитайте: 80% этого объёма будет приходиться на предприятия ОПК.

Спасибо!

Выделить фрагмент