Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 2013 г. № 466
МОСКВА
Утратило силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 № 884
Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 685; от 06.09.2013 № 783; от 27.12.2013 № 1302; от 31.01.2014 № 66; от 30.06.2014 № 595; от 18.06.2015 № 605; от 20.10.2015 № 1117; от 07.11.2015 № 1208; от 25.12.2015 № 1435; от 13.02.2016 № 100; от 01.07.2016 № 616; от 12.01.2017 № 3; от 13.04.2017 № 444; от 09.06.2017 № 693; от 21.04.2018 № 492)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
2. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает реализацию полномочий, определенных в соответствии с настоящим постановлением, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 3 июня 2013 г. № 466
ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве образования и науки Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 685; от 06.09.2013 № 783; от 27.12.2013 № 1302; от 31.01.2014 № 66; от 30.06.2014 № 595; от 18.06.2015 № 605; от 20.10.2015 № 1117; от 07.11.2015 № 1208; от 25.12.2015 № 1435; от 13.02.2016 № 100; от 01.07.2016 № 616; от 12.01.2017 № 3; от 13.04.2017 № 444; от 09.06.2017 № 693; от 21.04.2018 № 492)
I. Общие положения
1. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров) , в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.
2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по делам молодежи.
3. Министерство образования и науки Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
5.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сфере ведения подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства, к деятельности Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
5.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.1. перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней;
5.2.2. перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;
5.2.3. о соответствии отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, указанных в новых перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки;
5.2.4. перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
5.2.5. порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ;
5.2.6. порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования;
5.2.7. порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности;
5.2.8. положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы, и ее виды;
5.2.9. порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе критерии и порядок проведения экспертизы учебников, форма экспертного заключения, а также основания и порядок исключения учебников из указанного федерального перечня;
5.2.10. порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечень таких организаций;
5.2.11. типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования;
5.2.12. порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой) , перечень федеральных инновационных площадок;
5.2.13. перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов;
5.2.14. порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;
5.2.15. показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения;
5.2.16. образцы студенческого билета и зачетной книжки;
5.2.17. порядок и основания предоставления обучающимся академического отпуска;
5.2.18. случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное;
5.2.19. порядок перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;
5.2.20. порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности;
5.2.21. порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности;
5.2.22. порядок назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также требования к студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, которым назначается государственная академическая стипендия;
5.2.23. порядок назначения государственных стипендий аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
5.2.24. порядок выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
5.2.25. порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания;
5.2.26. порядок предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года;
5.2.27. особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
5.2.28. порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) ;
5.2.29. примерные формы договоров об образовании;
5.2.30. порядок приема на обучение по образовательным программам каждого уровня образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предельное количество образовательных организаций высшего образования, в которые поступающий на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета вправе подать заявления одновременно, и количество специальностей и направлений подготовки, по которым он вправе участвовать в конкурсе) ;
5.2.31. особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
5.2.32. перечень категорий граждан, которые поступают на обучение по образовательным программам высшего образования по результатам вступительных испытаний;
5.2.33. перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам каждого уровня;
5.2.34. перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования;
5.2.35. формы государственной итоговой аттестации;
5.2.36. порядок проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) ;
5.2.37. формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования;
5.2.38. порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей;
5.2.39. образцы документов об образовании, документов об образовании и квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложения к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов;
5.2.40. образец свидетельства об обучении и порядок его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости) , не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
5.2.41. федеральные государственные образовательные стандарты;
5.2.42. федеральные государственные образовательные стандарты по программам ординатуры (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации) ;
5.2.43. федеральные государственные образовательные стандарты по программам ассистентуры-стажировки (по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации) ;
5.2.44. федеральные государственные образовательные стандарты по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой (по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации) ;
5.2.45. порядок формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам;
5.2.46. порядок отбора федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, на подготовительных отделениях которых осуществляется обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и перечень этих организаций;
5.2.47. порядок проведения олимпиад школьников (включая установление перечня и уровней олимпиад школьников, в том числе критериев определения уровней указанных олимпиад, образцов дипломов победителей и призеров олимпиад школьников, порядка предоставления особых прав победителям и призерам олимпиад школьников при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников) ;
5.2.48. порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, включая перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, итоговые результаты ее проведения, образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;
5.2.49. порядок создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность;
5.2.50. порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
5.2.51. порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности (по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю) ;
5.2.52. порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, а также предъявляемые к ним требования;
5.2.53. порядок и критерии отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях и подготовительных факультетах которых имеют право на обучение иностранные граждане, поступающие в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты, по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и перечень указанных образовательных организаций;
5.2.54. порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации) ;
5.2.55. требования к освоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке;
5.2.56. особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) ;
5.2.57. порядок организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и "казачий кадетский корпус";
5.2.58. форма лицензии на осуществление образовательной деятельности, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам;
5.2.59. фор