Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, форм паспортов безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2023 г. № 586
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, форм паспортов безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, в которых отбывают уголовные наказания осужденные и содержатся лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (предприятий, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, научно-исследовательских, проектных, медицинских, образовательных и иных организаций) .
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1193 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 47, ст. 6553) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 218 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1193" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 11, ст. 1632) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. № 1529 "О внесении изменения в требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 7108) .
3. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе исполнения наказаний в федеральном бюджете на осуществление деятельности в установленной сфере, и без выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 11 апреля 2023 г. № 586
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее соответственно - объект (территория) , уголовно-исполнительная система) .
2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, находящиеся под единой системой охраны (надзора) , отдельные здания, строения и сооружения, земельные участки, правообладателями которых являются Федеральная служба исполнения наказаний, территориальные органы Федеральной службы исполнения наказаний, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации, входящие в уголовно-исполнительную систему (далее - органы, учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы) .
3. Настоящие требования не распространяются на объекты (территории) , выведенные из эксплуатации.
4. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на:
а) заместителя директора Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с распределением обязанностей в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является Федеральная служба исполнения наказаний;
б) руководителя учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненного Федеральной службе исполнения наказаний, в отношении объектов (территорий) , правообладателями которых являются учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненные Федеральной службе исполнения наказаний;
в) начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний в отношении объектов (территорий) , правообладателями которых являются органы, учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненные территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний.
II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения
5. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
6. Категорирование объектов (территорий) проводится с учетом возможных последствий совершения на них террористического акта на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий) , учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности совершения террористического акта на объектах (территориях) .
7. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе.
8. Для проведения категорирования объекта (территории) , оценки его антитеррористической защищенности, определения необходимых организационно-практических и инженерно-технических мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности решением должностного лица, ответственного за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) , создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) :
в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 30 рабочих дней со дня утверждения настоящих требований;
при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 15 рабочих дней со дня ввода объекта (территории) в эксплуатацию.
9. Председателем комиссии назначается:
а) в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является Федеральная служба исполнения наказаний, - должностное лицо, уполномоченное лицом, ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) ;
б) в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является учреждение (организация) уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненное Федеральной службе исполнения наказаний, - один из заместителей руководителя учреждения (организации) уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненного Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с распределением обязанностей;
в) в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний, учреждение уголовно-исполнительной системы, непосредственно подчиненное территориальному органу Федеральной службы исполнения наказаний, - один из заместителей начальника территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с распределением обязанностей.
10. В состав комиссии включаются:
а) руководители и сотрудники (работники) подразделений, обеспечивающих управление органами, учреждениями (организациями) уголовно-исполнительной системы;
б) сотрудники (работники) оперативной службы, служб охраны, режима и надзора, ведомственной противопожарной службы, тыловой, энергетической, производственной и медицинской служб, службы капитального строительства и ремонта, а также сотрудники (работники) , ответственные за мобилизационную работу и гражданскую оборону;
в) представители территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию) .
11. Комиссия в ходе работы:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности, в том числе проверяет организацию охраны, пропускного и внутриобъектового режимов, наличие и работоспособность инженерно-технических средств охраны и надзора, а также средств противопожарной защиты;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , сведения о расположении объекта (территории) , а также наличие иных объектов (территорий) , непосредственно прилегающих к объекту (территории) ;
в) изучает организацию функционирования объекта (территории) , режим его работы, а также уточняет общую численность работников, осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и посетителей;
г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
д) определяет потенциально опасные участки объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем;
е) на основе сравнительного анализа всех критериев и показателей категорирования устанавливает категорию объекта (территории) или подтверждает (изменяет) ранее присвоенную категорию;
ж) определяет достаточность принимаемых мер для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) и при необходимости вносит предложения о принятии дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объекта (территории) .
12. С учетом возможных последствий совершения террористического акта на объектах (территориях) устанавливаются следующие категории объектов (территорий) :
категория 1 (высокая значимость) - объекты (территории) , на которых одновременно может находиться более 500 человек или совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере более 500 миллионов рублей;
категория 2 (средняя значимость) - объекты (территории) , на которых одновременно может находиться от 50 до 500 человек или совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере от 50 до 500 миллионов рублей;
категория 3 (низкая значимость) - объекты (территории) , на которых одновременно может находиться до 50 человек или совершение террористического акта в отношении которых может повлечь материальный ущерб в размере до 50 миллионов рублей.
Объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в настоящем пункте.
При наличии разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте обследования и категорирования объекта (территории) .
13. Исправительные колонии (особого, строгого и общего режимов) , воспитательные колонии, следственные изоляторы и тюрьмы, лечебные исправительные и лечебно-профилактические учреждения, отдельно расположенные постоянные или временные производственные объекты, а также склады (хранилища, места) для хранения вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, боевой и специальной техники относятся к объектам (территориям) 1 категории.
Колонии-поселения и исправительные центры, в которых осуществляется надзор за осужденными, относятся к объектам (территориям) не ниже 2 категории.
14. Выделение потенциально опасных участков объекта (территории) и критических элементов объекта (территории) осуществляется с учетом:
а) наличия на объекте (территории) уязвимых мест, влияющих на прогнозные показатели человеческих жертв и материального ущерба;
б) наличия на объекте (территории) мест (складов) для хранения вооружения, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, боевой и специальной техники, а также экологически опасных производств и материалов;
в) наличия режимных помещений, специальных хранилищ, а также множительной аппаратуры и автоматизированных рабочих мест, предназначенных для обработки сведений, составляющих государственную тайну;
г) наличия осужденных за совершение террористических актов.
15. По результатам работы комиссии объекту (территории) присваивается категория и определяются мероприятия по обеспечению его антитеррористической защищенности.
16. Решение комиссии не позднее 30 рабочих дней со дня ее создания оформляется актом обследования и категорирования объекта (территории) , который утверждается председателем комиссии. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для актуализации (разработки) паспорта безопасности объекта (территории) (далее - паспорт безопасности) .
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории)
17. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на:
а) воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) ;
б) выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории) , и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) ;
г) минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) , в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) ;
е) выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
18. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) , являются:
а) организация охраны и установление пропускного и внутриобъектового режимов;
б) оснащение объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
д) пресечение несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
19. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории) , и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, являются:
а) постоянный мониторинг обстановки внутри объекта (территории) и на прилегающей к нему территории, в том числе с использованием системы видеонаблюдения;
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц и провокаций сотрудников (работников) служб охраны на неправомерные действия;
в) периодический осмотр объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ) ;
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории) , а также за пребыванием на объекте (территории) иных лиц (посетителей) .
20. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) , являются:
а) подготовка сотрудников (работников) объекта (территории) к порядку действий при обнаружении угрозы (попыток) совершения террористического акта на объекте (территории) ;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и незамедлительное информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по месту нахождения объекта (территории) ;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам) .
21. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения, являются:
а) незамедлительное информирование территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и (или) подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по месту нахождения объекта (территории) о готовящемся (совершенном) террористическом акте на объекте (территории) ;
б) обеспечение постоянной готовности сотрудников (работников) объекта (территории) к действиям по предупреждению и ликвидации ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта;
в) своевременное оповещение сотрудников (работников) и иных лиц, находящихся на объекте (территории) , о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, и обеспечение их эвакуации с объекта (территории) ;
г) проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, сотрудников (работников) , находящихся на объекте (территории) , в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории) ;
д) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
22. Мерами, направленными на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий) , в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий) , являются:
а) пресечение доступа посторонних лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности, иных документах объектов (территорий) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности таких объектов (территорий) ;
б) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте без