Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2023 г. № 585
МОСКВА
Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации.
2. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в пределах установленной предельной численности работников Министерства, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ему на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2021 г. № 1729 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 42, ст. 7141; 2022, № 19, ст. 3235) ;
постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2022 г. № 822 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 19, ст. 3235) .
4. Пункты 1 и 2 настоящего постановления вступают в силу с 1 июня 2023 г.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 11 апреля 2023 г. № 585
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере идентификации и (или) аутентификации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и (или) аутентификации (далее - государственный контроль (надзор) .
2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение аккредитованными организациями, осуществляющими аутентификацию на основе биометрических персональных данных физических лиц, аккредитованными государственными органами, Центральным банком Российской Федерации в случае прохождения им аккредитации (далее - контролируемые лица) требований Федерального закона "Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и иных принимаемых в соответствии с ним нормативных правовых актов (далее - обязательные требования) .
3. Государственный контроль (надзор) осуществляется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - контролирующий орган) .
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) , являются:
а) руководитель контролирующего органа, заместители руководителя контролирующего органа, которые курируют в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) ;
б) руководители структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) ;
в) должностные лица структурных подразделений контролирующего органа, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по осуществлению государственного контроля (надзора) .
5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
а) руководитель контролирующего органа, заместители руководителя контролирующего органа, которые курируют в соответствии с распределением обязанностей деятельность структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) ;
б) руководители структурных подразделений контролирующего органа, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного контроля (надзора) , должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) .
6. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) , указанные в пункте 4 настоящего Положения (далее - уполномоченные должностные лица) , при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
7. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) , применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
8. Объектами контроля контролирующего органа в рамках государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в отношении которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые к контролируемым лицам, а также результаты деятельности, действий (бездействия) контролируемых лиц, в отношении которых должны соблюдаться обязательные требования, предъявляемые к контролируемым лицам (далее - объекты контроля) .
9. Учет объектов контроля осуществляется путем ведения перечня аккредитованных контролируемых лиц, размещаемого на официальном сайте контролирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") .
Изменение информации, содержащейся в указанном перечне, обеспечивается уполномоченными должностными лицами в следующих случаях:
поступление в контролирующий орган информации, представляемой контролируемыми лицами в соответствии с нормативными правовыми актами;
поступление в контролирующий орган информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, или служебной информации;
поступление в контролирующий орган общедоступной информации;
принятие контролирующим органом решений о приостановлении или досрочном прекращении аккредитации контролируемых лиц.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора)
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора) (далее - риск) .
11. Контролирующий орган при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к категориям высокого, среднего и низкого риска.
12. Отнесение объектов контроля к категориям риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению.
13. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов контроля в зависимости от присвоенных категорий риска проводятся со следующей периодичностью:
а) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - 1 раз в 2 года инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка;
б) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - 1 раз в 2, 5 года инспекционный визит, или выездная проверка, или документарная проверка.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
14. При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
15. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
16. Доклад о правоприменительной практике готовится не позднее 10 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом руководителя контролирующего органа и размещается на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" в срок, не превышающий 3 дней со дня его утверждения. Контролирующий орган обеспечивает публичное обсуждение проекта такого доклада.
17. Контролирующий орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в случае наличия у контролирующего органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
18. Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в контролирующий орган возражение в отношении предостережения (далее - возражение) .
В возражении указываются:
наименование контролируемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика контролируемого лица;
дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии и представить их в контролирующий орган.
19. Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в контролирующий орган либо в виде электронного документа, оформленного в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Контролирующий орган рассматривает возражение, по итогам рассмотрения которого принимается одно из следующих решений:
об отмене объявленного предостережения;
об отказе в удовлетворении возражения.
20. Контролирующий орган рассматривает возражение в отношении предостережения в течение 20 рабочих дней со дня его получения.
21. Контролирующий орган информирует контролируемое лицо о результатах рассмотрения возражения не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 19 настоящего Положения, в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
22. Уполномоченное должностное лицо проводит консультирование контролируемых лиц:
а) в письменной форме по вопросу, предусмотренному подпунктом "е" пункта 23 настоящего Положения, в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа по результатам консультирования;
б) посредством размещения на официальном сайте контролирующего органа в сети "Интернет" разъяснения по 10 и более однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом;
в) в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме, в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия, профилактического мероприятия или публичного мероприятия.
23. Уполномоченные должностные лица предоставляют консультирование по вопросам:
а) наличия и (или) содержания обязательных требований;
б) порядка выполнения обязательных требований;
в) необходимых организационных и (или) технических мероприятий, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
г) порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
д) периодичности и порядка проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
е) выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
24. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сфере аутентификации, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска.
25. Уполномоченные должностные лица предлагают проведение профилактического визита контролируемым лицам, приступающим к осуществлению деятельности в сфере аутентификации, не позднее чем в течение одного года с момента ее начала.
26. Обязательный профилактический визит проводится в течение одного рабочего дня. По ходатайству уполномоченного должностного лица срок проведения профилактического визита может быть продлен не более чем на 3 рабочих дня.
27. Уполномоченное должностное лицо контролирующего органа проводит обязательный профилактический визит в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо с использованием видео-конференц-связи. В ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по вопросам, указанным в пункте 23 настоящего Положения.
28. Контролирующий орган направляет контролируемому лицу уведомление о проведении профилактического визита в течение 5 рабочих дней до дня его проведения.
29. Контролируемое лицо в соответствии с частью 6 статьи 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом контролируемое лицо должно уведомить об отказе контролирующий орган не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
IV. Осуществление государственного контроля (надзора)
30. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
31. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись при проведении выездной проверки или инспекционного визита.
Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи) , средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно. Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт) .
Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Проведение аудио- и видеозаписи осуществляется в ходе контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.
Использование фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
32. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) инспекционный визит;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
33. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в пункте 32 настоящего Положения, проводятся должностными лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
34. Наблюдение за соблюдением обязательных требований проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем мониторинга и анализа информации, содержащейся в информационных системах контролирующего органа, в отношении контролируемых лиц, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных информационных системах сети "Интернет" и иных открытых источниках информации.
35. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) .
36. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) .
37. Документарная проверка проводится по месту нахождения контролирующего органа.
38. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
39. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
40. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) .
41. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов;
д) экспертиза.
42. Срок проведения выездной проверки составляет 10 рабочих дней.
43. Организация проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в соответствии с положениями статьи 66 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона "О государственном к