О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2021 г. № 1073
МОСКВА
О федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2565)
Правительство Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 351 Федерального закона "О рекламе" постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1838 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в сфере рекламы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 47, ст. 7540) .
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 30 июня 2021 г. № 1073
ПОЛОЖЕНИЕ о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере рекламы
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2565)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере рекламы (далее - государственный надзор) .
2. Предметом государственного надзора является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных Федеральным законом "О рекламе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы (далее - обязательные требования) .
3. Государственный надзор осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы (далее - антимонопольный орган) .
4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного надзора, являются:
а) руководитель Федеральной антимонопольной службы и руководители ее территориальных органов;
б) заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы и заместители руководителей ее территориальных органов;
в) руководитель структурного подразделения Федеральной антимонопольной службы, в должностные обязанности которого в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий;
г) должностные лица антимонопольного органа, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по осуществлению государственного надзора, в том числе проведение контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий.
Должностные лица антимонопольного органа, уполномоченные на проведение конкретного контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия, определяются приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении контрольного (надзорного) и (или) профилактического мероприятия.
5. При осуществлении государственного надзора антимонопольный орган в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федеральным законом "О рекламе" и иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Федеральной антимонопольной службы по вопросам государственного надзора, а также настоящим Положением.
6. Должностные лица антимонопольного органа, уполномоченные на осуществление государственного надзора, пользуются правами, установленными статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", статьей 33 Федерального закона "О рекламе", соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 35 Федерального закона "О рекламе", а также несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Антимонопольным органом в соответствии с частью 2 статьи 16 и частью 5 статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках осуществления государственного надзора ведется учет контролируемых лиц и иных сведений с использованием единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и имеющихся в антимонопольном органе сведений.
8. Антимонопольный орган при осуществлении государственного надзора взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также с физическими лицами.
9. Представление антимонопольному органу контролируемыми лицами документов и материалов, в том числе по запросу антимонопольного органа, осуществляется в электронном виде, подписанных:
простой электронной подписью;
простой электронной подписью, ключ которой получен физическим лицом при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации;
усиленной квалифицированной электронной подписью в случаях, установленных Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
До 31 декабря 2023 г. информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами антимонопольного органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу антимонопольным органом в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица. Антимонопольный орган в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет контролируемому лицу указанные документы и (или) сведения.
10. Объектами государственного надзора являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
результаты деятельности контролируемых лиц, в том числе продукция (товары) , работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
объекты, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
11. Антимонопольные органы при осуществлении государственного надзора могут проводить следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
12. Информирование осуществляется посредством размещения антимонопольным органом предусмотренных статьей 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" сведений на официальном сайте антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет) . Сведения, указанные в настоящем пункте, также могут размещаться в средствах массовой информации или иными способами.
13. По итогам обобщения правоприменительной практики осуществления государственного надзора антимонопольный орган не позднее 30 апреля каждого года обеспечивает с соблюдением требований, указанных в статье 47 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", подготовку и размещение на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики антимонопольного органа за предшествующий календарный год. Антимонопольный орган обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
14. В случае наличия у антимонопольного органа сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений обязательных требований в сфере рекламы и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, антимонопольный орган объявляет контролируемому лицу в соответствии со статьей 49 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней со дня получения предостережения вправе подать в антимонопольный орган, направивший предостережение, возражения в отношении предостережения. Возражения подаются в письменной форме или в форме электронного документа посредством почтового отправления либо электронной почты по адресам, указанным на официальном сайте соответствующего антимонопольного органа в сети "Интернет".
Антимонопольный орган осуществляет рассмотрение указанных возражений в срок не более 30 дней со дня их поступления в антимонопольный орган и использует содержащиеся в них сведения при принятии решения о проведении иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
Информация о результатах рассмотрения возражений направляется в адрес лица, подавшего возражения, с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.
15. Консультирование осуществляется должностными лицами антимонопольного органа в соответствии со статьей 50 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в виде устных разъяснений (консультаций) контролируемым лицам и их представителям по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора, в ходе проведения приемов в общественной приемной, организованной в антимонопольном органе. Консультирование контролируемого лица также может осуществляться в ходе профилактического визита или выездной проверки контролируемого лица.
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
нормативные правовые акты, на основании которых антимонопольный орган осуществляет государственный надзор;
полномочия антимонопольного органа в рамках осуществления государственного надзора;
входящий номер, под которым зарегистрировано заявление, материалы в системе делопроизводства;
требования к заверению документов и сведений;
место размещения на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" справочных материалов по вопросам осуществления государственного надзора.
Консультирование в письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
входящий номер, под которым зарегистрировано заявление, материалы в системе делопроизводства;
место размещения на официальном сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" справочных материалов по вопросам государственного надзора.
16. В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений, консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется Федеральной антимонопольной службой посредством размещения на своем официальном сайте в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного заместителем руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Контролируемым лицам и их представителям, направившим такие обращения, в течение 30 дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в сети "Интернет", на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении.
17. Профилактический визит проводится должностным лицом антимонопольного органа в соответствии со статьей 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Проведение обязательного профилактического визита осуществляется антимонопольным органом в отношении лиц, начавших осуществлять телевизионное вещание на основании лицензии на вещание, в течение одного года с даты получения такой лицензии.
Профилактический визит контролируемого лица проводится в том числе по ходатайству контролируемого лица, подаваемого в антимонопольный орган. В ходатайстве о проведении профилактического визита указываются предлагаемые дата и время профилактического визита, адрес места нахождения контролируемого лица, контактные сведения для проведения видео-конференц-связи. Дату, время, способ проведения профилактического визита определяет антимонопольный орган с учетом сведений, содержащихся в ходатайстве о проведении профилактического визита.
Продолжительность профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, контролируемого лица не может составлять более 2 часов в течение рабочего дня.
О проведении профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, контролируемое лицо должно быть уведомлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, в том числе обязательного профилактического визита, уведомив об этом антимонопольный орган с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом, не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Должностное лицо антимонопольного органа, проводившее профилактический визит, в том числе обязательный профилактический визит, информирует руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа о проведении профилактического визита не позднее одного рабочего дня, следующего за днем проведения профилактического визита.
18. Антимонопольные органы осуществляют государственный надзор путем проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами:
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
выездное обследование.
При проведении выездного обследования проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
инструментальное обследование (с применением видеозаписи) .
19. Антимонопольные органы осуществляют государственный надзор путем проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
документарная проверка;
выездная проверка.
20. Государственный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
21. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Федеральная антимонопольная служба разрабатывает индикаторы риска причинения вреда (ущерба) , с высокой степенью вероятности свидетельствующие о наличии вреда (ущерба) или возможности причинения вреда (ущерба) , при выявлении которых антимонопольный орган принимает решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Перечень индикаторов риска причинения вреда (ущерба) для осуществления государственного надзора и порядок их выявления утверждаются Федеральной антимонопольной службой по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
22. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 19 настоящего Положения, являются:
наличие у антимонопольного органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонение объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения антимонопольного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
23. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами, указанные в пункте 18 настоящего Положения, проводятся должностными лицами антимонопольных органов на основании заданий руководителя (заместителя руководителя) антимонопольного органа.
24. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает руководитель (заместитель руководителя) антимонопольного органа. Контрольное (надзорное) мероприятие проводится после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра, и принятия соответствующего решения руководителем (заместителем руководителя) антимонопольного органа в соответствии со статьей 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
25. Физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в антимонопольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое в соответствии с Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" требует его присутствия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится антимонопольным органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в антимонопольный орган, в случае:
тяжелого заболевания (состояния здоровья) контролируемого лица, требующего оказания такому лицу медицинской помощи в дневном стационаре или стационарно;
смерти близкого родственника контролируемого лица (супруги (супруга) , отца, матери, отца (матери) супруги (супруга) , сына (дочери) , родного брата (родной сестры) ;
пожара