Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2019 г. № 471
МОСКВА
Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1452)
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые:
требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций;
форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерацииот 19 апреля 2019 г. № 471
ТРЕБОВАНИЯ к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1452)
I. Общие положения
1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) , правообладателями которых являются Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, их территориальные органы и подведомственные им организации (далее соответственно - федеральный орган, территориальный орган, организация) .
Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения, сооружения и прилегающие к ним территории.
2. Настоящие требования не распространяются:
а) на объекты (территории) , подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;
б) на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;
в) на объекты (территории) , требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации;
г) на пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
3. Перечни объектов (территорий) , подлежащих антитеррористической защите, определяются:
Министерством транспорта Российской Федерации - в отношении объектов (территорий) , правообладателем которых является Министерство, а также в отношении подведомственных Министерству организаций;
Федеральным агентством воздушного транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральным дорожным агентством и Федеральной службой по надзору в сфере транспорта - в отношении объектов (территорий) , правообладателями которых они являются, а также их территориальных органов (при наличии) и подведомственных им организаций.
4. Решение о включении объекта (территории) в перечни, предусмотренные пунктом 3 настоящих требований, принимается:
а) в отношении эксплуатируемых объектов (территорий) - в течение 60 календарных дней со дня утверждения настоящих требований;
б) в отношении новых вводимых в эксплуатацию объектов (территорий) - в течение 60 календарных дней со дня начала эксплуатации объектов (территорий) .
5. Перечни, предусмотренные пунктом 3 настоящих требований, являются документами, содержащими служебную информацию ограниченного распространения и имеют пометку "Для служебного пользования", если им не присваивается в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности.
6. Настоящие требования носят общий характер в отношении оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны. Выбор и оснащение объектов (территорий) конкретными видами инженерно-технических средств охраны определяются в техническом задании на оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны в зависимости от категории объектов (территорий) .
7. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей федеральных органов, территориальных органов, организаций (далее - руководитель органа (организации) , а также на уполномоченных ими лиц (далее - лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) .
II. Категорирование объектов (территорий)
8. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.
Категорирование объектов (территорий) проводится с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта, масштаба возможных последствий совершения террористического акта, а также на основании оценки состояния защищенности объекта (территории) , его значимости для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степени потенциальной опасности совершения террористического акта.
9. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и (или) предотвращенных террористических актах в отношении категорируемого объекта (территории) или аналогичных объектов (территорий) , а также о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории) .
Возможные последствия совершения террористического акта определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также о возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде.
10. Для проведения категорирования объекта (территории) в течение 60 календарных дней со дня включения объекта (территории) в перечни, предусмотренные пунктом 3 настоящих требований, решением руководителя органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия) .
В состав комиссии включаются руководитель органа (организации) или лицо, ответственное за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) , в качестве председателя комиссии, должностные лица федерального органа, территориального органа и организации.
К работе в составе комиссии могут привлекаться специалисты (эксперты) в области инженерно-технических средств охраны, пожарной безопасности и гражданской обороны, представители организации, осуществляющей техническую эксплуатацию объекта (территории) , а также представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию) .
11. Комиссия в ходе работы:
а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности с учетом полноты выполнения мер по антитеррористической защищенности объекта (территории) , обязательность реализации которых установлена в отношении всех категорий объектов (территорий) , включая организацию охраны и пропускного режима, работоспособность используемых инженерно-технических средств охраны;
б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории) , а также сведения о расположении объекта (территории) ;
в) изучает организацию функционирования объекта (территории) , режим его работы, а также уточняет общую численность работников и посетителей;
г) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, значимость объекта (территории) для инфраструктуры, жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта;
д) определяет потенциально опасные участки объекта (территории) , совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и (или) критические элементы объекта (территории) , совершение террористического акта на которых приведет к прекращению функционирования объекта (территории) .
12. Комиссией устанавливаются категории объектов (территорий) с учетом следующих критериев категорирования:
а) объекты (территории) первой категории:
объекты (территории) , находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, где в течение года до проведения категорирования совершено и (или) предотвращено 3 и более террористических акта в отношении аналогичных объектов (территорий) ;
объекты (территории) , где возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) при совершении террористического акта может составить 500 и более человек;
объекты (территории) , где возможный материальный ущерб при совершении террористического акта может составить 50 и более млн. рублей;
б) объекты (территории) второй категории:
объекты (территории) , находящиеся на территории субъекта Российской Федерации, где в течение года до проведения категорирования совершено и (или) предотвращено менее 3 террористических актов в отношении аналогичных объектов (территорий) ;
объекты (территории) , где возможное количество погибших или получивших вред здоровью (человек) при совершении террористического акта может составить менее 500 человек;
объекты (территории) , где возможный материальный ущерб при совершении террористического акта может составить менее 50 млн. рублей.
13. Объекту (территории) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
14. Результаты работы комиссии не позднее 30 рабочих дней со дня ее создания оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории) , который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.
Акт обследования и категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах и является неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (территории) .
В случае наличия разногласий между членами комиссии по отнесению объекта (территории) к определенной категории окончательное решение принимается председателем комиссии. Особое мнение членов комиссии указывается в акте обследования и категорирования объекта (территории) .
Информация о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению, содержащаяся в акте обследования и категорирования объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, является служебной информацией ограниченного распространения и подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в отношении эксплуатируемых объектов (территорий) , предусмотренных настоящими требованиями, не может превышать 24 месяца со дня вступления в силу настоящих требований.
Срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности в отношении вводимых в эксплуатацию объектов (территорий) , предусмотренных настоящими требованиями, не может превышать 24 месяца со дня их ввода в эксплуатацию.
III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)
16. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) ;
б) на выявление потенциальных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объекте (территории) , и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) ;
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на защиту служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах объекта (территории) и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности такого объекта (территории) ;
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1452)
17. Мерами, направленными на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию) , являются:
а) организация охраны и установление пропускного режима подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта или частными охранными организациями (далее - работники охраны) ;
б) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами охраны и средствами связи, а также поддержание их в исправном состоянии;
в) контроль за наиболее вероятными направлениями и местами проникновения на объект (территорию) посторонних лиц;
г) своевременное обнаружение фактов несанкционированного проникновения на объект (территорию) ;
д) оперативные действия работников охраны по пресечению несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц.
18. Мерами, направленными на выявление потенциальных нарушителей установленного на объекте (территории) режима и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, являются:
а) мониторинг обстановки внутри объекта (территории) ;
б) анализ и обобщение материалов системы видеонаблюдения, фактов нарушения пропускного режима, попыток несанкционированного проникновения на объект (территорию) посторонних лиц и провокаций работников охраны на неправомерные действия;
в) обеспечение периодического осмотра объекта (территории) для своевременного обнаружения потенциально опасных для жизни и здоровья людей предметов (веществ) ;
г) контроль за деятельностью работников, привлекаемых к ремонту и обслуживанию объекта (территории) .
19. Мерами, направленными на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории) , являются:
а) информирование работников, находящихся на объекте (территории) , о порядке действий при обнаружении признаков подготовки террористического акта;
б) своевременное обнаружение угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и информирование об этом территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;
в) ограничение доступа к обнаруженным потенциально опасным предметам (веществам) ;
г) обучение и отработка действий работников охраны по предотвращению террористических актов в конкретных условиях обстановки.
20. Мерами, направленными на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) , являются:
а) своевременное доведение информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта до сведения территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
б) своевременное оповещение людей о возникновении ситуаций, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта и применением на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ, патогенных биологических агентов, а также обеспечение эвакуации людей с объекта (территории) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 № 1452)
в) проведение учений и тренировок с отработкой действий в ситуациях, связанных с угрозой совершения (совершением) террористического акта, работников, находящихся на объекте (территории) , в том числе по безопасной и своевременной их эвакуации с объекта (территории) ;
г) своевременное оказание помощи лицам, пострадавшим от террористического акта.
21. Мерами, направленными на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории) , являются:
а) ограничение доступа должностных и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
б) обеспечение надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации;
в) выявление возможных каналов и предупреждение утечки служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) , иных документах и на других материальных носителях информации.
211. Мерами, направленными на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, являются:
а) организация санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;
б) своевременное выявление фактов нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории) ;
в) обеспечение достаточного уровня подготовки долж