Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2018 г. № 884
МОСКВА
Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2018 № 1009, от 24.12.2018 № 1645, от 16.03.2019 № 272, от 15.11.2019 № 1456, от 13.12.2019 № 1663, от 07.03.2020 № 243, от 08.07.2020 № 999, от 16.09.2020 № 1462, от 28.12.2020 № 2293, от 16.04.2021 № 610, от 13.05.2021 № 728, от 20.11.2021 № 1992, от 26.03.2022 № 473, от 30.09.2022 № 1727, от 13.10.2022 № 1811, от 10.11.2022 № 2022, от 26.01.2023 № 94, от 11.05.2023 № 735, от 12.10.2023 № 1686, от 21.02.2024 № 193)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации;
изменения, которые вносятся в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 г. № 682 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 26, ст. 3851) .
2. Разрешить Министерству просвещения Российской Федерации иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного первого заместителя Министра и одного статс-секретаря - заместителя Министра, а также в структуре центрального аппарата до 12 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2293, от 30.09.2022 № 1727)
3. Согласиться с предложением Министерства просвещения Российской Федерации о размещении его центрального аппарата в г. Москве, ул. Люсиновская, д. 51. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2024 № 193)
4. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.
Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерацииот 28 июля 2018 г. № 884
ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве просвещения Российской Федерации
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2018 № 1009, от 16.03.2019 № 272, от 15.11.2019 № 1456, от 13.12.2019 № 1663, от 07.03.2020 № 243, от 08.07.2020 № 999, от 16.09.2020 № 1462, от 16.04.2021 № 610, от 13.05.2021 № 728, от 20.11.2021 № 1992, от 26.03.2022 № 473, от 13.10.2022 № 1811, от 10.11.2022 № 2022, от 26.01.2023 № 94, от 11.05.2023 № 735, от 12.10.2023 № 1686, от 21.02.2024 № 193)
I. Общие положения
1. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.
2. Министерство просвещения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
4. Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
4.1. вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства;
4.2. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимает следующие нормативные правовые акты:
4.2.1. перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней;
4.2.2. перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификации;
4.2.3. о соответствии отдельных профессий и специальностей среднего профессионального образования, указанных в новых перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования, профессиям и специальностям среднего профессионального образования, указанным в предыдущих перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования;
4.2.4. перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
4.2.5. порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, по образовательным программам среднего профессионального образования, по основным программам профессионального обучения, по дополнительным общеобразовательным программам;
4.2.6. порядок разработки примерных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2022)
4.2.61. порядок разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2022)
4.2.62. федеральные основные общеобразовательные программы; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2022)
4.2.7. положение о практической подготовке обучающихся и примерная форма договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 243)
4.2.71. порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ (совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 243)
4.2.72. порядок зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) , практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации) ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 243)
4.2.8. порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая порядок и сроки проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам и экспертным организациям при проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, права и обязанности экспертов и экспертных организаций, порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, формы и срок действия экспертных заключений, порядок и основания исключения учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий из указанного федерального перечня) , а также предельный срок использования учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, исключенных из указанного федерального перечня; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2022)
4.2.81. федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 243)
4.2.82. порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая состав сведений, содержащихся в указанном федеральном перечне, требования к электронным образовательным ресурсам, порядок принятия решений и условия включения электронных образовательных ресурсов в указанный федеральный перечень и исключения электронных образовательных ресурсов из этого федерального перечня, в том числе порядок и сроки проведения экспертизы электронных учебно-методических материалов, содержащихся в электронных образовательных ресурсах, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении данной экспертизы, права и обязанности экспертов, порядок их отбора, формы и срок действия экспертных заключений) ; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 473)
4.2.83. федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 473)
4.2.84. порядок подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, включаемых в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и используемых при реализации обязательной части основных общеобразовательных программ, а также имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, при освоении учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) основного общего образования и (или) среднего общего образования; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2022 № 2022)
4.2.9. порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и перечень таких организаций;
4.2.10. типовые положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования и среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1663)
4.2.101. порядок отбора организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, и перечень таких организаций; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 № 473)
4.2.11. перечень федеральных инновационных площадок в установленной сфере ведения;
4.2.12. (Подпункт утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2020 № 243)
4.2.13. показатели деятельности дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, организации дополнительного образования, подлежащей самообследованию;
4.2.14. образцы студенческого билета и зачетной книжки для студентов (курсантов) , осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования;
4.2.15. порядок перевода обучающихся в другую образовательную организацию, реализующую основную общеобразовательную программу соответствующего уровня или образовательную программу среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1992)
4.2.16. порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или прекращения действия государственной аккредитации в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам соответствующего уровня, образовательным программам среднего профессионального образования; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1992, от 11.05.2023 № 735)
4.2.17. порядок и условия осуществления перевода обучающихся в случае приостановления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам соответствующего уровня, образовательным программам среднего профессионального образования; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2021 № 1992)
4.2.18. порядок применения к обучающимся по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, образовательным программам среднего профессионального образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным общеобразовательным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1663)
4.2.19. порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность в установленной сфере ведения (по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) ;
4.2.20. примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам;
4.2.21. порядок приема на обучение по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования (в том числе порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства) ;
4.2.22. особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2018 № 1009, от 13.12.2019 № 1663)
4.2.23. перечень вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1663)
4.2.24. особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации) в установленной сфере ведения;
4.2.25. формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) , сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки) ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1663)
4.2.251. формы и порядок проведения (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации) государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования; (Дополнение подпунктом - Постановление Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 № 1663)
4.2.26. формы государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с основными образовательными программами основного общего и среднего общег